Блог

Бесплатные проверки контрагентов для бизнеса

Бесплатные проверки контрагентов для бизнеса — блог ПБУ

Предпосылки закона

В 2006 году арбитражные суды ввели понятие должной осмотрительности и начали разъяснять, что считать добросовестным поведением, а что нет. До 2017 года правила оставались размытыми, все руководствовались судебной практикой и разъяснениями ведомств. В сентябре 2017 года в Налоговый кодекс добавили статью 54.1, которая должна, казалось бы, всё прояснить.

На деле же возникло ещё больше вопросов. Например, компания провела закупку идеально — выбрала поставщика среди других, собрала все документы, включила в договор гарантии, что контрагент компенсирует доначисления, но через пару лет выясняется, что тот поставщик закрыл бизнес. Налоговики при проверке говорят: «Контрагент исчез, значит, вы не проверили его как следует».

Ситуация усугублялась тем, что бизнес не всегда мог доказать свою правоту. Раньше налоговая тайна закрывала информацию о клиентах. Нельзя было посмотреть данные о налоговых режимах, численности сотрудников и налоговых платежах партнёра.

Все это требовало корректировки, установления понятных правил, минимизации рисков для бизнеса.

Плюсы и минусы нововведения

Один из плюсов — частичное открытие информации о контрагентах. Появляется возможность увидеть данные о налоговых режимах, налоговых платежах партнёра, численности сотрудников и т. д. Однако полной картины все равно нет. Например, нельзя отследить цепочки связей с другими фирмами или дополнительные признаки риска.

Теперь ФНС официально может выступать своего рода гарантом для бизнеса: компании могут запросить у ФНС подтверждение, что их контрагент на момент сделки числился «добросовестным». Это шаг в сторону прозрачности — раньше такие справки из налоговой выглядели, скорее, как формальность, а теперь они могут стать реальным щитом для честных компаний. Например, если через пару лет налоговики решат, что ваш партнер оказался сомнительным, вы всегда сможете сослаться на ту самую бумагу из ФНС: «Мы проверили его заранее, а вы сами подтвердили его надежность».

Но и тут появляется «но». Закон не только дает бизнесу инструмент защиты, но и расширяет полномочия налоговой. Теперь ФНС не просто выдает справки, а еще и оценивает, насколько добросовестным является сам налогоплательщик. Какие именно показатели будут оцениваться должно будет определить ведомство. Могу предположить, что, это могут быть в том числе показатели, которые давно вызывают споры: уровень зарплат, численность сотрудников, налоговая нагрузка. ФНС сравнивает их с отраслевыми стандартами, и если ваш бизнес выпадает из этих рамок, теоретически вас могут признать «неблагонадежным».

Представьте: вы — небольшая компания, где зарплаты чуть ниже средних по отрасли, а налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой. По версии ФНС, это уже повод заподозрить вас в нечестной игре. В итоге вместо одного вызова «на ковер» комиссии по налоговым рискам, вы рискуете получать уведомления вроде: «Ваша компания не соответствует критериям добросовестности». Да, у вас есть время на объяснения, но это означает новые траты на юристов, бесконечные переписки с инспекцией и постоянный стресс.

Проблема еще и в том, что отраслевые стандарты — вещь абстрактная. В реальности почти ни одна компания не укладывается в «идеальные» показатели, которые считаются по данным Росстата. Налоговый калькулятор на сайте ФНС не волшебная палочка, а, скорее, ориентир, который часто не совпадает с реальностью. В итоге вместо упрощения контроля бизнес получает еще один повод доказывать свою честность, тратя время и ресурсы.

Да, закон задуман как шаг к справедливости, но на практике он может создать новые ловушки. Пока ФНС учится быть партнером для бизнеса, одновременно усиливает администрирование, превращая обычные показатели в повод для подозрений. А значит, компании теперь не только ищут надежных контрагентов, но и готовятся к возможным спорам с налоговой.

И еще, если проводится камеральная проверка и предполагается, что у налогоплательщика есть недобросовестные контрагенты, то рейтинг, на мой взгляд, тоже могут понизить. С одной стороны, это инструмент для борьбы с мошенничеством, особенно для больших компаний, у которых есть ресурсы и возможности работать с проверенными контрагентами. Но на практике даже крупные компании сталкиваются с трудностями из-за нехватки хороших подрядчиков и кадров, поэтому часто приходится идти на риск и работать с теми, кто может впоследствии оказаться ненадежным.

Прогноз

Да, эти меры могут решить многие проблемы, но одновременно могут создавать новые сложности и споры. Сейчас в законе прописано, что Федеральная налоговая служба сама должна определить критерии, по которым будет оценивать налогоплательщиков и их контрагентов. Пока эти критерии не опубликованы, и мы ждём, как именно это будет работать и как можно будет оспаривать такие оценки.

Кроме того, учитывая активную борьбу с фирмами-однодневками и другими недобросовестными схемами, возможно, в будущем налоговые органы получат право выдавать официальные справки о недобросовестности бизнеса и даже предлагать исключать такие компании из реестров, фактически закрывая их.

И последнее: бизнес, особенно малый и микробизнес, очень хочет понимать чёткие и понятные правила — когда он считается надежным, а когда уже в зоне риска. Вероятно, такие критерии скоро появятся, и государство даст более ясные ориентиры для «малышей».
____________________________________________________________________________________